ИЗМЕНЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ НЕСУЩЕГО ВИНТА И СКОРОСТИ ПОЛЕТА ПРИ МАНЕВРАХ
3.2.1. ПРИЧИНЫ БОЛЬШИХ ИЗМЕНЕНИЙ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ
Регуляторы, изменяющие мощность двигателя при изменении частоты вращения несущего виніа, не стабилизируют ее с удовлетворяющей конструкторов точностью при интенсивных маневрах вертолета. Ограничения на пределы изменения частоты вызваны как требованиями аэродинамической эффективности винта (таких как отдаленность режима работы винта от срыва потока, умеренная величина числа М0, близость коэффициента тяги винта к оптимальному значению), так и требованиями прочности и уровня вибраций вертолета в целом, его агрегатов или двигателей. Кроме того, при чрезмерной раскрутке винта (свободной турбины) происходит автоматическое выключение двигателей.
Рис. 3.16. Изменение по времени параметров движения вертолета при горке:
■— с мгновенным выходом на Д#тах’>
— — — с фиксацией угла тангажа, Д i3max = = const
Причиной большого изменения частоты вращения несущего винта при интенсивных маневрах вертолета является резкое уменьшение потребной мощности винта на большую величину при изменении его угла атаки, общего шага и скорости тангажа (рис. 3.16). Так, при 60 = const мощность винта может измениться от крейсерской до нулевой за 1,5 … 3,0 с, и еще быстрее — при уменьшении общего шага.
При увеличении угла атаки (вертикальной перегрузки) частота вращения увеличивается. Затем из-за уменьшения регулятором мощности двигателя вплоть до малого газа, а также, в связи с тем, что в соответствии с законом регулирования (см. в разд. 2.5 выражение 2.79) увеличение мощности двигателя начнется только после того, как возникнет условие пн < лн ном, частота вращения винта значительно уменьшается. То же самое происходит при быстром уменьшении угла установки винта. Например, если на вертолете с двигателем, имеющим максимальный темп сброса мощности Ne < 15 %/с, при наборе высоты на максимальной мощности за 1 с уменьшить угол установки до минимального, то частота вра — щепия увеличится на 10 … 15 %, а если вместе с уменьшением угла установки увеличить тангаж вертолета, то раскрутка может достигнуть 15 …20%.
Таким образом, установка на вертолет современных регуляторов частоты вращения не освобождает летчика от необходимости наблюдения за частотой вращения во времени интенсивного маневрирования. Во многих случаях изменение частоты вращения определяет максимальный темп перемещения рычагов управления вертолетом (например, при выходе из планирования), величину располагаемой перегрузки и время уменьшения скорости полета.